23 сентября 2022 в 09:20
#Заметка психолога #ProШколу #Как правильно реагировать на оценки ребенка
Отдав ребёнка в школу, многие родители быстро впадают в эмоциональную зависимость от оценок. Мамы, папы, а иногда и бабушки радуются «хорошим» и расстраиваются из-за «плохих». Свои эмоции взрослые проявляют открыто и даже намеренно стремятся продемонстрировать их ребёнку: «Ты меня обрадовал!» или «Ты меня расстроил!». А ещё принято за хорошие оценки хвалить, а за плохие ругать, стыдить и наказывать. Такая реакция мам и пап настолько привычна, что кажется естественной.
Бывает и так, что грамотные и мудрые родители стараясь «правильно», с пониманием реагировать на полученную ребенком оценку, словами оказывают поддержку, но недовольство просто написано на их лице.
Школьная оценка – это не оценка личности, не оценка способностей, не повод расстраиваться! Отнеситесь к ней как к информации о том что уже усвоено, а что пока нет. Это повод разобраться и найти способ решения проблемы.
Попробуйте применить следующую последовательность диалога по поводу «плохой» оценки:
- Как тебе самому эта оценка?
Или (когда плохие оценки стали уже типичной ситуацией и у сына или дочки): «Я вижу, что тебе самому эта оценка неприятна». Или даже: «Ты делаешь вид, что тебе все равно, но я вижу, что эта оценка тебе неприятна».
- Как так получилось что ты получил...?
Если хотите чтобы разговор удержался в русле поиска причины, то следите за своими интонациями. В них не должно быть обвинения и запугивания.
- Наверняка ответ будет поверхностный – не отражающий истинной причины. Продолжайте задавать уточняющие вопросы до тех пор, пока не дойдёте до тех действий (или бездействий), которые привели к проблеме.
- Возможно ответственность будет перекладываться на других. Например, «Сосед по парте отвлекал!». Задавайте вопросы и комментируйте ответы так, чтобы вернуть ребёнку ответственность за произошедшую ситуацию: «Как так получилось, что ты на него отвлекался?»
- Как планируешь решать проблему?
Вас не должен удовлетворить обобщённый ответ типа: «Я буду стараться!» (Что именно ты будешь делать? Что конкретно ты будешь делать по-другому?), «Я исправлю!» (Как именно ты будешь исправлять?).
Постарайтесь, чтобы итогом разговора был конкретный план действий.
- Этого достаточно для решения проблемы? Есть что-то, что может помешать? Как этого можно избежать?
Будьте готовы к тому, что ребёнку сначала будет сложно находить ответы на вопросы, помогите ему их найти.
Разговаривая таким образом, мы формируем у нашего ребенка алгоритм реагирования на трудности и неприятности. Мы учим сосредотачивать внимание на поиске решения проблемы – ответ на вопрос «Что делать?» важнее, чем выяснение «Кто и в чём виноват?».
Важно помнить, что главное – не вырастить отличника, а вырастить человека способного идти по жизни уверенно, получая радость от движения к своим целям, не потерять в бездумной погоне за «пятерками» физическое и психическое здоровье детей и взаимопонимание с ними.