#Заметка психолога #ProШколу #Как правильно реагировать на оценки ребенка

Отдав ребёнка в школу, многие родители быстро впадают в эмоциональную зависимость от оценок. Мамы, папы, а иногда и бабушки радуются «хорошим» и расстраиваются из-за «плохих». Свои эмоции взрослые проявляют открыто и даже намеренно стремятся продемонстрировать их ребёнку: «Ты меня обрадовал!» или «Ты меня расстроил!». А ещё принято за хорошие оценки хвалить, а за плохие ругать, стыдить и наказывать. Такая реакция мам и пап настолько привычна, что кажется естественной.

Бывает и так, что грамотные и мудрые родители стараясь «правильно», с пониманием реагировать на полученную ребенком оценку, словами оказывают поддержку, но недовольство просто написано на их лице.

Школьная оценка это не оценка личности, не оценка способностей, не повод расстраиваться! Отнеситесь к ней как к информации о том что уже усвоено, а что пока нет. Это повод разобраться и найти способ решения проблемы.

Попробуйте применить следующую последовательность диалога по поводу «плохой» оценки:

  1. Как тебе самому эта оценка?

Или (когда плохие оценки стали уже типичной ситуацией и у сына или дочки): «Я вижу, что тебе самому эта оценка неприятна». Или даже: «Ты делаешь вид, что тебе все равно, но я вижу, что эта оценка тебе неприятна».

  1. Как так получилось что ты получил...?

Если хотите чтобы разговор удержался в русле поиска причины, то следите за своими интонациями. В них не должно быть обвинения и запугивания.

  • Наверняка ответ будет поверхностный не отражающий истинной причины. Продолжайте задавать уточняющие вопросы до тех пор, пока не дойдёте до тех действий (или бездействий), которые привели к проблеме.
  • Возможно ответственность будет перекладываться на других. Например, «Сосед по парте отвлекал!». Задавайте вопросы и комментируйте ответы так, чтобы вернуть ребёнку ответственность за произошедшую ситуацию: «Как так получилось, что ты на него отвлекался?»
  1. Как планируешь решать проблему?

Вас не должен удовлетворить обобщённый ответ типа: «Я буду стараться!» (Что именно ты будешь делать? Что конкретно ты будешь делать по-другому?), «Я исправлю!» (Как именно ты будешь исправлять?).

Постарайтесь, чтобы итогом разговора был конкретный план действий.

  1. Этого достаточно для решения проблемы? Есть что-то, что может помешать? Как этого можно избежать?

Будьте готовы к тому, что ребёнку сначала будет сложно находить ответы на вопросы, помогите ему их найти.

Разговаривая таким образом, мы формируем у нашего ребенка алгоритм реагирования на трудности и неприятности. Мы учим сосредотачивать внимание на поиске решения проблемы ответ на вопрос «Что делать?» важнее, чем выяснение «Кто и в чём виноват?».

Важно помнить, что главное не вырастить отличника, а вырастить человека способного идти по жизни уверенно, получая радость от движения к своим целям, не потерять в бездумной погоне за «пятерками» физическое и психическое здоровье детей и взаимопонимание с ними.

image2-3872

 

Версия для печати

Поделиться новостью: